Как работает иммунитет?

Микробы окружают нас повсюду. Но мы не всегда заболеваем, так как у нас есть страж и защитник против инфекций – иммунная система.1-4 А если все-таки человек заразился инфекцией, иммунная система помогает ему быстрее поправиться. 

Многих интересует вопрос – как работает наш иммунитет и можно ли его «укрепить»? Ведь планов может быть много: сходить с ребенком в цирк, сделать проект, поработать на даче, поехать в отпуск... И болезни в эти планы совсем не входят. 

Как иммунная система узнает о вторжении микробов?

Что делает иммунная система после распознавания инфекционного агента?

Обязательно ли болеть, чтобы появился иммунитет к инфекции?

Как укрепить иммунитет?

Как иммунная система узнает о вторжении микробов?

Когда болезнетворные агенты, например, вирусы или бактерии, вторгаются в организм, человек может заболеть. При этом наша иммунная сразу узнает о непрошенных гостях и запускает реакцию по уничтожению инфекции.1

Как же иммунная система распознает «врага»? Дело в том, что здесь работает принцип «свой-чужой». В каждом микроорганизме есть участки, которые определяются иммунной системой как чужеродные. Эти участки называются антигенами.1,2

Что делает иммунная система после распознавания инфекционного агента?

Как только иммунная система распознала антигены микроба, она начинает вырабатывать специальные белки – антитела. Интересно, что на каждый антиген иммунная система подбирает и производит свое антитело. Они подходят друг к другу как ключ к замку. Антитела действуют как разведчики: они выслеживают инфекционный агент и помечают его для уничтожения иммунной системой.2,3 

Когда болезнетворный агент атакует организм человека в первый раз, иммунной системе нужно время для реагирования и выработки антител против данного антигена. Как только организм вырабатывает антитела в рамках своей первичной реакции на антиген, он также создает клетки памяти. Клетки памяти тоже вырабатывают антитела против этого антигена. Особенность этих клеток в том, что они сохраняются даже после уничтожения антигена. Если организм подвергается повторному воздействию этого же инфекционного заболевания, клетки памяти сразу готовы произвести антитела. Благодаря такой иммунологической памяти процесс ответа идет гораздо быстрее и эффективнее, чем в первый раз.1,2

Таким образом, иммунная система при последующих встречах с инфекцией может отреагировать незамедлительно и защитить человека от болезни или от ее тяжелого течения.3

Обязательно ли болеть, чтобы появился иммунитет к инфекции?

Защитить организм от инфекции можно не только переболев.

Вакцинация способна создавать защитный иммунитет, не подвергая человека опасности заболевания.1-3

В вакцинах используют неживые (инактивированные), ослабленные возбудители или их мелкие части (антигены), которые вызывают иммунный ответ. При этом инактивированные микробы или их кусочки не могут вызвать болезнь. При введении вакцины иммунная система реагирует на антигены естественным путем, так же, как и на внедрение инфекции. Создаются антитела против инфекции, а также образуются клетки памяти, которые помогут при встрече с реальными микробами.2-4 

Как укрепить иммунитет?

Такие факторы как здоровый образ жизни, правильное питание, режим сна и отдыха, физическая активность и свежий воздух полезны для иммунной системы, как и для всего организма. Но если речь идет об инфекционных заболеваниях, то формированию защитного иммунитета против них может помочь именно вакцинация.2-4

Вакцинация – это возможность уберечь себя и своих близких от опасных инфекций.3

    1. Иммунология по Ярилину: учебник / под ред. С. А. Недоспасова, Д. В. Курпаша. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЕОТАР-Медиа, 2021. – 808с. 
    2. ВОЗ. Как действуют вакцины https://www.who.int/ru/news-room/feature-stories/detail/how-do-vaccines-work (дата обращения 20.04.2022) 
    3. ВОЗ. Вакцины и иммунизация: Что такое вакцинация? https://www.who.int/ru/news-room/q-a-detail/vaccines-and-immunization-what-is-vaccination (дата обращения 20.04.2022) 
    4. Вакцины и иммунопрофилактика в современном мире: руководство для врачей / под ред.  Л.С. Намазовой-Барановой, Н.И. Брико, И.В. Фельдблюм. – Москва: ПедиатрЪ, 2021. – 612 с.

MAT-RU-2201551_v1.0_05_2022

ПРЕДСТАВЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ ЗАМЕНЯЕТ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА, ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ